Меню

Церковные праздники

Введение во храм Пресвятой Богородицы: икона, история и молитвы

Вхождение в храм Пресвятой Владычицы Богородицы, также называемый «Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» или просто «Введение» – православное торжество, которое имеет большую популярность в России. Его традиции, обряды и приметы являются частью русской православной культуры.

Введение Пресвятой Богородицы во храм — 4 декабря (по старому стилю – 21 ноября)

Торжество справляют 4 декабря по церковному календарю.

Церковный праздник Введение в церковь Пресвятой Богородицы Марии входит в число двунадесятых непереходящих и по счету является двенадцатым, самым последним и проходит в честь того дня, когда родители Богородицы привели ее в Иерусалимский храм, потому как завещали своего первенца Богу, если тот дарует им дитя. До торжества проходит служба отдание праздника введения во храм Пресвятой Богородицы.

В специальных указателях 18 века о памяти святых по месяцам года (месяцесловах) день памяти о вхождении в храм Девы Марии не имеет столь большое значение. И только к 19 веку гуляние стало широко распространено и теперь празднуется наравне с главными торжествами, но все же уступало им по статусу.

Иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы

Икона «Вход во храм Пресвятой Богородицы» содержит в себе моменты ранних лет Марии. Церковные образы для икон были созданы после появления праздника в 4 веке. Иконы «Введения» украшают многие церкви восточно – христианского мира. Например, церкви Успения в Дафни, Кралевской церкви монастыря Студеница, церкви монастыря Хора в Стамбуле и многие другие. В России иконе можно поклониться в Сергиевом-Посаде, в городе Кириллов Вологодской области, в Омске, в городе Каргополь Астраханской области. Самые древние изображения датируются 12 веком.

Новгород. XIV в.

В центре иконы образ маленькой Девы Марии, которую отдают на богослужение, согласно обещанию. Ее лицо имеет черты взрослого человека. Это символизирует ум и духовную стойкость. Отец с матерью, Иоаким и Анна, расположены чаще всего с левой стороны иконы, позади Марии. Первосвященник Захария стоит в открытой ограде, либо за закрытыми вратами. Он стоит, наклонившись к хрупкой Богородице.

За ним располагается специальный стол, который называется Престолом. Он предназначен для проведения обряда Причастия. Престол обычно поставлен напротив врат. Над ним изображена сень – это крона или ветки деревьев, расположенные в виде укрытия или полога. Иудейские девы находятся либо за родителями, либо сразу за Марией. Нередко встречается варианты, где девы стоят и за Первосвященником.

Эта сцена является олицетворением «живого» храма, в которое помещено необъятное Божество.

Нередко в композиции храма на иконах изображены детали христианского убранства: царские врата и престол. Их наличие объясняется тем, что художники не могли знать о том, как выглядит стандартный ветхозаветный интерьер храма. Поэтому они изображали современное убранство. Иерусалимский храм связан именно с эпохой Ветхого Завета, но существует мнение, что праздники «Введение» и «Собор Пресвятой Богородицы» являются началом Нового Завета, перед эрой Спасения.

На иконах 9 – 13 веков фигура маленькой Марии изображена в центре. Позади неё стоят родители, а за ними иудейские девы со свечами.

В композициях позднего Византийского периода сразу за Богородицей расположена процессия, а следом отец и мать. Мария изображена внутри храма.

В эпоху Ренессанса сценарий иконы меняется: Богоматерь поднимается на порог храма одна. Она шествует по ступеням крутой лестницы. Иудейские девы попросту не изображаются. В композиции прослеживается итальянская архитектура и античные храмы.

История праздника, что означает

Введение Марии во храм – самый поздний из двенадцати двунадесятых праздников. Традицию празднования связывают со строительством Богородичной церкви в 543 году. Это лишь на уровне гипотезы без фактов.

Родители Девы Марии долгое время не могли завести детей. Они обратились к Богу и молились о том, чтобы он даровал им дитя. Взамен Иоакин и Анна поклялись, что отдадут своего ребенка в дар Господу, чтобы он служил ему всю жизнь. Вскоре к женщине пришел ангел и известил о скором первенце. На свет явилась Мария, и новоиспеченные мать с отцом наконец познали родительскую мечту.

Когда дочери исполнилось три года, Иоакин и Анна одели её в лучшие одежды и повели в храм, как и обещали. С ними Деву провожали со священными песнями все родные и близкие. Источники сообщают, что их путь уже продолжался три дня, когда их принял первосвященник Захария, который, также с пением, вышел им навстречу с остальными священнослужителями. Вступив на первую ступень храма, Мария бегом поднялась и по оставшимся пятнадцати. Она поднималась одна, не зовя за собой даже родителей, чем вызвала всеобщее изумление. Такое поведение было не свойственно детям. По Божьему велению, девочку повели во Святыню иудейского храма, куда сам Захария имел право входить только раз в год. Такому событию были удивлены даже ангелы. После плена в Святая Святых осталась только каменная плита. Действие Входа во храм было символичным: вместо главной святыни теперь была Дева Мария и настала новозаветная эпоха.

До 12 лет Богородица жила в храме и была на воспитании у праведных дев. Её основными занятиями были молитва и чтение Библии. Девочка была хорошей рукодельницей. Ремеслу ручной работы её обучили в храме. Все занятия были расписаны строго по времени.

Иероним Стридонский писал о Марии, что она вела исключительно праведный образ жизни. С самого утра и до трех часов дня она проводила за молитвой, с трех до девяти отдавал время рукоделию, а с девяти снова посвящала себя богослужению. Любовь Марии к Богу росла все эти годы. Молилась Дева до момента явления её взору ангела, который всегда кормил её. В литургии Матерь описывается как «Воспитанная небесным хлебом».

Иоакин и Анна умерли, не успело Марии исполниться и одиннадцати лет. Теперь, по обычаю, ей нельзя было оставаться в храме и было суждено выйти замуж. По указанию ангела, в мужья Богоматери был выбран Иосиф.

С самого появления на свет Богородица была избрана Богом, но её рождения во плоти было недостаточно. Мария была человеческой дочерью и, чтобы стать Богоматерью, ей начертано отказаться от всех людского: от желаний, привычек, привязанностей, грехов и смерти. Добровольное отречение знаменовало духовное рождение Святой Девы и, тем самым, явило её миру.

Когда к Пресвятой Деве пришёл Гавриил и сообщил о скором рождении ребёнка, Иосиф хотел отпустить жену. Но тогда и ему явился ангел и сказал принять Марию вместе с ребенком от Святого Духа, который спасёт от всех грехов. Младенцу было наречено имя Иисус Спаситель.

Молитвы

Вхождение в храм Богородицы – Божье благословение человечества, которое знаменует Пришествие Христа. Этому дню были посвящены многие молитвы.

Акафист Введению во храм Пресвятой Богородицы

Избранней Предвечным Царем Богоотроковице Марии, Ангелов и человеков Царице, пришедшей иногда в храм Господень во Святая Святых, на обручение девства Своего Жениху Небесному воспитатися в Божие Жилище, достойное поклонение усердно Тебе приносим, Ты же яко многомощная Заступница наша, от всяких нас бед и скорбей свободи, да с любовию и умилением Тебе вопием:

Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Архангелов и Ангелов лики от небесных высот стекошася видети преславное Твое, о, Богомати, во храм Господень Введение и вкупе с земным ликом чистых дев невидимый лик безплотных умов с веселием идяше, Тя, Пречистая Дево, провождающе и яко сосуд избранный Богу повелением Господним окружающе, и яко Госпоже своей служаще, аще не видесте тайны Твоея силу, видяще же Тя небесныя чистоты неизреченно исполнену, и вся бывшая о Тебе зряще, ужасахуся и со страхом многим воспеша Тебе тако:
Радуйся, прерадованная Дево, Мати Царева имущая быти.
Радуйся, предпочтенная Царице, в храм Царев грядущая жити.
Радуйся, Бога Отца Дщерь избранная и превознесенная.
Радуйся, Бога Сына Матерь от века предреченная.
Радуйсяя, Богу Духу Всесвятому Невесто неискусобрачная.
Радуйся, всея Твари видимыя и невидимыя Владычица превожделенная.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Тропарь

Сегодня предъизображение благоволения Божия и предвестие о спасении людей. Дева открыто является в храме Божием и всем предвозвещает о Христе. Ей и мы громко возгласим: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя.

Кондак

Пресвятая Дева — пречистый Спасов храм и многоценный чертог, священное хранилище славы Божией, сегодня вводится в дом Господень и вводит с собою благодать Божественного Духа. Ее воспевают Ангелы Божии: Она есть селение небесное.

Величание

Ты во церковь приведеся, архиереом воздадеся и от ангел предпочтеся
Приведутся девы, ближняя Ея, во след Ея во Святая Святых!»:
«Захария сликовствует, пророчески извествует, веселяся торжествует. Руце старец простирает. Царицею называет, сладкими гласы воспевает. Днесь подъемлет старец Деву, да возведет Евву, да разрушит клятву древню. Евва, ныне веселися: се Девая Днесь явися, на престоле спосадися. Дух Святый осеняет, а Девая принимает, трилетна всем ся являет. Прилетают херувими, окружают серафими, поют гласы трисвятыми. Ангел пищу принашает, а Девая принимает, кверху руце простирает»…

Народные традиции и приметы

Православный праздник, отмечаемый 4 декабря, имеет множество традиций и примет, которые начали формироваться еще во времена Древней Руси.

Приметы праздника:

  • в ночь перед Введением распускается верба;
  • если в гости первой зашла женщина – будет беда, а если мужчина – год удачи;
  • земля отдыхает в этот день, если её копать, то не будет урожая.

Один день перед празднеством посвящается богослужению и молитвам. Церковь начинает подготовку к Рождеству. В день самого праздника проходят утреня (утренняя служба) и вечерня (вечерняя служба).

К дате праздника уже лежит достаточно снега и после утренних песнопений осуществляются катания на санках и проходят первые ярмарки. Самой главной из них была Московская, на которой торговали санями, конной упряжью и заготовками, которые подарила прошедшая осень. Каждый покупатель мог попробовать свежую выпечку и запить её медовым напитком – сбитнем.

В праздник можно есть только блюда из рыбы, поскольку он выпадает на Рождественский пост.

Праздник Введенье во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии особенно полюбился женщинам. Среди женской половины считалось, что в торжество покровительствует особая сила, которая поможет в семейных делах и работе. А молодые девушки верят, что Богородица покажет им сон о том, какой будет их будущая жизнь и их будущий дом.

Многие верят, что праведные умершие души спускаются на землю и пребывают среди живых весь праздник.

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты